«Сад изящных слов» (Koto no ha no Niwa). Режиссер Макото Синкай, романтическая драма, Япония, 2013.
«Сад изящных слов» – полнометражный анимационный фильм, созданный студией CoMix Wave Films, режиссером и сценаристом которого выступил Макото Синкай. Премьера фильма состоялась на фестивале «Золотой берег» 28 апреля в Австралии.
Такао Акидзуки – 15-летний юноша – не любит суету города, живет в собственном мире и мечтает стать дизайнером обуви. Старшую школу подросток частенько прогуливает в дождливую погоду, ведь занятия для него становятся бессмысленными, и тогда можно пойти в сад – идеальное место для того, чтобы уйти от городской суеты и посвятить время эскизам. Однажды, в начало сезона дождей, в своей любимой беседке Такао встречает незнакомую женщину, которая на прощании произносит ему строчки из одного стихотворения:
-Где-то далеко
Тихо гром гремит.
Небо в тучах уж.
Если всё же дождь пойдёт,
Переждёшь его со мной?
Такао и Юкино (так звали женщину) встретились, когда были друг другу необходимы – оба сбились с пути, и совершенно не знали, что им делать дальше. Их встречи проходили в молчании, ведь героям не требовались слова – за них говорил дождь. Эти встречи на протяжении сезона дождей дали каждому из них то, что они желали: Такао – вдохновение для дальнейшей работой над обувью; Юкино – силы, чтобы начать новую главу жизни с чистого листа.
Сад, в котором встречаются герои базируется на фотографиях, сделанных в парке Синдзюку Гёэн. Каждый листок детально проработан, а чтобы добиться максимально реалистичной картинки, использованы все оттенки зеленого от насыщенного изумрудного до светло-салатового. Беседка в саду привлекает героев, потому что именно там они могут увидеть дождь в множестве его форм: в каплях, падающих с неба или скатывающихся по листьям, в брызгах, разбивающихся об асфальт или же просто в приближающейся грозе, которая создает печальное настроение.
Вместе с тем умиротворенное настроение создает саундтрек, написанный композитором Дайсукэ Касивой, который совмещает в своей музыке нео-классику (нежная, волнующая музыка) и эмбиент (атмосферное, ненавязчивое фоновое звучание). Музыка удачно вписались в атмосферу полнометражки – возникает ощущение, словно музыку создает сам дождь, что объясняет выбор Макото Синкая: для «Сада изящных слов» он предпочел Дайсукэ Касиву своему постоянному композитору Тэммону, который работал с ним над предыдущими проектами.
Трогательная история, рассказанная Макото Синкаем, не оставит равнодушным своего зрителя и точно не скоро забудется. Сам режиссер говорил о том, что хотел создать любовную историю в японском понимании этого слова. Сейчас современное слово любовь (ai) было позаимствовано с Запада, в то время как настоящее слово любовь (koi) означало "одинокая печаль". Зрителю, до этого не знакомому с творчеством режиссера, несомненно, захочется посмотреть и более ранние его работы.
- Где-то далеко
Тихо гром гремит.
Даже если дождь
Стороной нас обойдёт -
С тобой останусь я.